Сегодня при покупке автомобиля очень часто приходится выбирать: машину, с каким двигателем приобрести, дизельным или бензиновым? В современных условиях, когда проблемы экологичности и экономичности стоят на первом месте, этот вопрос является очень актуальным. Однозначно сказать, какой двигатель лучше, нельзя. Необходимо проанализировать особенности и технические показатели обоих моторов, их преимущества и недостатки. Об этом и поговорим в статье...
Показатели экономичности и эффективности
Ещё 30 лет назад дизельные двигатели воспринимались как атрибут исключительно тракторной или тяжелой грузовой техники. Они обладают более высоким КПД, чем бензиновые. Это и послужило основанием для их широкой адаптации под легковые машины, на которых они себя отлично реализовали.
Принципиальное отличие моторов в том, что бензиновый работает по замкнутому циклу Отто, воспламенение рабочей топливовоздушной смеси происходит от внешней искры. В дизеле воспламенение происходит в результате создаваемого в цилиндре высокого давления. Степень сжатия дизельного мотора примерно в 2 раза больше бензинового, что очень важно для эффективного горения топлива. Увеличивать её на бензиновом моторе нельзя из-за роста детонации, а для дизеля увеличение только повысит температуру воздуха, а значит, улучшит условия сгорания. Таким образом, дизель может работать даже на обедненной смеси с меньшим количеством топлива и большим воздуха. В конечном итоге, это выражается в его экономичность, которая примерно в 1,5-2 раза выше, чем бензинового.
Вибро-звуковые показатели
По этим характеристикам бензиновый двигатель имеет значительный перевес. Современный уровень звуковой и вибрационной изоляции позволил сделать их очень тихими, на холостых оборотах порой даже не понятно, работает мотор или нет. Дизеля работают шумно вследствие компрессионного сгорания топливовоздушной смеси с резкими увеличениями давления. С жесткой работой этих двигателей борются, применяя различные балансировочные валы или «растягивая» процесс горения, чтобы расширить во времени скачок давления. Эти мероприятия в совокупности с применением звукоизолирующих материалов при отделке подкапотного пространства позволяют снизить общий уровень шума и повысить акустический комфорт в салоне дизельного автомобиля.
Ресурс и надежность двигателя
Дизельные моторы работают в жестких условиях, поэтому при их производстве применяются более износостойкие и прочные материалы. Непрерывная работа при высокой компрессии выдвигает очень высокие требования к качеству солярки, для дизелей с наддувом особенно. Учитывая наши реалии, когда качественное дизтопливо найти сложно, эта проблема стоит перед всеми владельцами дизельных машин. Исходя из этого, ресурс мотора напрямую зависит от регулярности проведения плановых ТО. Если для большинства зарубежных бензиновых двигателей межсервисный пробег 10-15 тыс. км, то для дизеля – 7 тыс., что ведет к большим расходам на его содержание.
Кроме того, особенно внимательно следует относиться к системе питания дизеля, начиная от насоса и до форсунок. Все детали без исключения крайне чувствительны к качеству солярки, а их ремонт очень дорогой. Подобного недостатка лишены бензиновые двигатели.
Экологические и мощностные параметры
Высокий КПД и хорошие условия сгорания значительно уменьшают концентрацию углекислого газа, содержащегося в выхлопе дизеля, по сравнению с конкурентом. Однако с дизельным выхлопом в воздух выбрасываются сажа, азот и сера. Таким образом, экологичность современных двигателей обоих типов примерно на одном уровне.
По мощностным характеристикам бензиновые двигатели несколько выигрывают. Однако дизеля имеют высокие крутящие моменты на низких и средних оборотах, что повышает тяговые возможности автомобилей. Применение наддува в сочетании с промежуточным охлаждением несколько выравнивает параметры дизелей с бензиновыми аналогами, и можно говорить, что современные моторы находятся приблизительно в равных условиях.
Особенности эксплуатации, расходы на содержание и ремонт
Существенным недостатком машин с дизельным двигателем являются проблемы во время зимней эксплуатации. Связано это с кристаллизацией солярки при низких температурах, что часто приводит к невозможности запуска двигателя. Это требует постоянного слежения за качеством и типом используемого топлива, особенно в переходные сезоны (осень-зима и зима-весна), когда на заправках производят переход с летнего на зимнее (арктическое) топливо. Распределение происходит неравномерно и можно оказаться заложником ситуации, залив солярку не по сезону.
Большинство автомобилей с дизельными моторами дороже бензиновых аналогов. Связано это с большей трудоемкостью при выпуске дизелей, применением более дорогих материалов. Стоимость солярки ниже, чем бензина, расход её тоже меньше. Однако периодичность обслуживания дизельных машин в два раза чаще. Таким образом, нельзя однозначно говорить о выгоде приобретения дизельной машины.
Итоги
В целом, выбор автомобиля с дизельным или бензиновым двигателем зависит исключительно от личных предпочтений автолюбителя. Можно только дать рекомендации. Если через 4-5 лет машину планируется продавать, то стоит приобретать бензиновую, если авто приобретается на долгий срок, и будет эксплуатироваться очень интенсивно, тогда стоит выбирать дизельный вариант, так как только в этом случае он себя сможет окупить. В любом случае, оба двигателя сегодня достигли высочайшего уровня и по всем показателям очень близки.
P.S. На просторах интернета наткнулся на интересную графику: СРАВНЕНИЕ ЗАТРАТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЬНОГО И БЕНЗИНОВОГО АВТО. Данные немного устаревшие, но наглядность очень понравилась. В итоге автомобиль PEUGEOT 301 Disel сравняется по цене с бензиновым вариантом через 20 000 км пробега.
Комментарии (0)