С наступлением зимы в разговорах автомобилистов очень часто можно услышать слово аккумулятор. В это время года довольно часто получается, так что двигатель невозможно завести по причине севшего аккумулятора и автовладельцу приходится просить о помощи у окружающих. У автовладельцев возникает вопрос произвести зарядку севшего аккумулятора и что для этого нужно. В данной статье мы расскажем, как это правильно сделать и как не допустить повторения подобной ситуации...
Причины разряда АКБ
В большинстве случаев разряд аккумуляторной батареи происходит из-за оставленных в работе потребителей электричества, в зависимости от мощности разряд батареи происходит за разные временные отрезки. Нарушения в работе генератора и реле-регулятора также приведут к разряду АКБ . Следующей распространённой причиной являются утечки в бортовой сети через:
- окислившиеся клеммы;
- дефекты на участках проводки;
- повреждения высоковольтных проводов
Включение большого числа энергоёмких потребителей (подогрев сидений, обогрев стекла, и т.д.) не позволят генератору полностью зарядить аккумулятор. Не отрегулированные системы зажигания приводят к быстрому разряду АКБ.
Физико-химический процесс зарядки кислотного аккумулятора
Для прохождения электролитической реакции в аккумуляторе свинцовые пластины обмазаны двуокисью свинца и погружены в электролит (раствор серной кислоты). При заряде внутри каждой аккумуляторной банки протекают следующие реакции:
- на отрицательном электроде сульфат свинца под воздействием электрического тока преобразуется в свинец и серную кислоту;
- на положительном электроде сульфат свинца преобразуется в двуокись свинца, с выделением большого количества водорода и накоплением электронов
Данная реакция обратимая и позволят проводить процесс разряда – заряда аккумулятора большое количество раз.
Зарядка аккумулятора
Для зарядки аккумулятора его надо снять с автомобиля, для чего нужно выключить зажигание и получить доступ к АКБ. Снять устройство крепящее аккумулятор и отсоединить от него клеммы проводов. В первую очередь следует снимать минусовой провод аккумулятора, а после отсоединить плюсовой. Заряжать аккумулятор следует в хорошо проветриваемом помещении, так как вследствие обильного выделения водорода в конце заряда может образоваться взрывоопасная смесь и произойти взрыв.
Порядок зарядки:
- установить аккумулятор на горизонтальную, устойчивую поверхность;
- очистить поверхность от грязи и пыли, а выводы от окислов;
- открутить и снять все заливные пробки, на необслуживаемых АКБ прочистить отверстия отвода газов;
- проверить уровень электролита в каждой банке при помощи мерной трубки (с прозрачным корпусом АКБ по метке уровня), при необходимости довести до нормы (1,0 – 1,5 см над уровнем пластин);
- подсоединить клеммы зарядного устройства к выводам аккумулятора в соответствии с полярностью;
- выставить на зарядном устройстве требуемую силу зарядного тока (напряжения) и подключить к источнику напряжения;
- в процессе зарядки контролировать силу заряжаемого тока (напряжения), не допуская выкипания электролита;
- по окончании зарядки проверить уровень электролита и его плотность при помощи ареометра и при необходимости выровнять его для каждой банки.
- отсоединить аккумулятор от зарядного устройства и установить его на автомобиль в обратной последовательности
Выбор зарядного устройства
Зарядные устройства по методу зарядки можно разделить на три вида:
- заряд постоянным током;
- заряд постоянным напряжением;
- заряд комбинированным методом
Устройства работающие по принципу постоянного тока или напряжения имеют много достоинств, но при этом и ряд существенных недостатков. Поэтому лучше использовать приборы на основе комбинированного метода.
По типу зарядные устройства делятся на:
- зарядные устройства;
- зарядно–предпусковые устройства;
- зарядно-пусковые устройства
Зарядные устройства самые простые, они могут осуществлять только зарядку аккумулятора снятого с автомобиля. Зарядно-предпусковые могут производить зарядку и дозарядку без снятия аккумулятора с автомобиля и отключения бортовой сети. Зарядно-пусковые позволяют проводить заряд аккумулятора и пуск автомобиля при полностью разряженной АКБ. Но имеют одно неприятное свойство, аккумулятор для зарядки следует снимать с автомобиля или отключать от бортовой сети в противном случае можно сжечь всю электронику.
Хорошее современное устройство должно отвечать следующим требованиям:
- автоматически определять начало и окончание заряда;
- заряд различных типов аккумуляторов;
- возможность заряда нескольких аккумуляторов сразу;
- проведение зарядки и тренировка аккумулятора;
- возможность подзарядки после полного заряда;
- установка силы тока, напряжения и времени, выбор типа заряда;
- наличие аналоговых или цифровых индикаторов.
|
|
|
Проверка плотности и уровня электролита для обслуживаемых батарей
Проверка плотности электролита в аккумуляторе осуществляется при помощи ареометра. При помощи груши в прибор засасывается электролит из аккумулятора, а градуированный поплавок прибора показывает плотность раствора. Полученные показания приводят к истинным, в соответствии со специальной температурной таблицей.
Проверка уровня электролита проводится при помощи пустотелой стеклянной трубочки диаметром около 5 мм, для чего её опускают в банку до упора в предохранительный щиток. Зажав наружное отверстие пальцем, вытаскивают трубочку, количество жидкости в ней и покажет уровень электролита в АКБ.
Что снижает срок службы АКБ? Факторы, влияющие на срок службы АКБ:
- постоянный недозаряд;
- перезаряд;
- недостаточный уровень электролита;
- окисление клемм аккумулятора;
- загрязнение поверхности;
- большое количество дополнительного оборудования.
Итоги
Подведя итоги можно сказать, что процесс обслуживания и зарядки аккумулятора требует много времени и сил. Но при правильном обслуживании и эксплуатации он станет вашим надёжным помощником и не заставит волноваться в любое время года.
Комментарии (0)